[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine vasinea на cs.msu.su
Чт Июл 28 19:28:21 MSD 2005

> Это совершенно разные вопросы.  Одно дело -- как "на самом деле" устроены
> реальные объекты (вещи-в-себе), и другое дело -- как их воспринимают люди.
> Первый вопрос, строго говоря, выходит за рамки экономической теории,
> так что я всё ещё считаю, что ты таки имеешь в виду не его -- просто не
> очень удачно сформулировал свою мысль.

Вещи в себе я, естественно, не рассматриваю. Их никто не рассматривает в реальном мире. Даже ты сам для себя - это не вещь в себе, а вещь для других; в данном случае - для тебя :-))

> Возвращаясь к вероятностям.  Нет ничего предосудительного в том, чтобы
> "иметь дело лишь с вероятностным распределением действий человека".
> Результаты любых наблюдений можно оформить в виде распределений случайных
> величин.  Вероятно, из них можно извлечь какую-то полезную информацию о
> прошлом.  Использование же этих результатов для предсказания дальнейшего
> поведения называется экстраполяцией.

Скорее, инференция. Все-таки мы имеем дело с терминологией тервера :-)
Впрочем, не суть, это ведь не спор о терминах.

> Да, кстати, о полноте информации.  Её нет.  (У людей.)

> Понимаю.  Я так недавно готовился к экзамену по уравнениям мат.физики,
> пришлось немало повозиться  %)

Там тоже были логические противоречия? :-)

> По сути я твою модель покритиковал в другой ветке (возможно, мне стоит
> туда вернуться), и удовлетворительного ответа на, скажем, вопрос о
> скорости расширения зарубежного производства не услышал.

Ты указал на то, что модель не полная. Я это признаю, там много чего нет.
Но ты не сказал, почему эта неполнота является критической.

> С точки же зрения нашего текущего разговора -- проблема в том, что в
> твоей модели отсутствует неопределённость.   Все потребители однозначно
> делают выбор в пользу импортной продукции, все иностранные производители
> однозначно направляются на рынок открывшейся страны, etc.  Всё
> однозначно разрешается за \epsilon.

Можно ее добавить - ввести "дрожание руки" потребителя. Это модель усложнит, но не изменит принципиальных выводов - сильное падение отечественного производства при резком снятии барьеров.

> Ты, наверное, сейчас скажешь, что ничто не мешает нам ввести в модель
> вероятности.  Откуда мы их возьмём, спрошу я.  Да откуда угодно, например,
> из статистики реального мира, предложишь ты.  И опять начнётся сказка
> про белого бычка: применение методов естественных наук к подчёркнуто
> неэмпирическим социальным.

Не, я не буду предлагать, откуда их брать, какая для наших целей разница?..

> Кстати, я никак не могу понять, почему ты всё время говоришь, что
> та модель иллюстрирует какую-то катастрофу.  Даже если принять твою
> интерпретацию результатов, которая не допускает никакой неопределённости
> в будущих поступках людей, по модели выходит, что при снятии барьеров
> обоих товаров сразу начинает хватать всем, но половине населения
> страны становится не обязательно работать.  Т.к. зарплаты и пр. в модели
> не учитываются, чего в этом плохого-то? :))

Не, не так. Проблема нехватки или хватки товаров не рассматривается, рассматриваются вопросы производства и выбора продуктов производства.

Дефицита товаров ни до, ни после не было. И зарплат не было, забудь про деньги, в модели есть лишь продукты.

И вот именно дефицит продуктов как ресурсов для покупки товаров после, очевидно, появился :-)

> [...]
> разногласие у нас оказалось в следующем фрагменте:

> Я говорю не о глубинных абсолютных ценностях, которым якобы следуют
> люди, а о том, как они будут оценивать те или иные альтернативы в
> реальных ситуациях.
>

> Даже если перед задаванием вопроса ты накачаешь человека сывороткой
> правды и подключишь к нему детектор лжи, в лучшем случае ты сможешь
> узнать лишь то, что человек _предполагает_, что он сделает в какой-то
> _модельной_ ситуации.  Это ничего не скажет нам о том, что он сделает
> в _реальной_ ситуации, в конкретных условиях, с той кашей, которая

Почему?
Есть ли ссылки на исследования или какие-то жесткие суждения на этот счет?

> Абсурдно предполагать, что каждый человек заранее знает всё о том, как он
> будет вести себя в любой ситуации.  Тем более абсурдно предполагать, что
> задав несколько вопросов ты будешь не хуже него знать, что для него
> будет субъективно лучше во всех случаях жизни.
>
> Потратите ли вы последние деньги на операцию родного ребёнка или на
> операцию супруги?   Вероятно, правдивый ответ на этот вопрос немало
> расскажет нам об отвечающем.  Но неужели ты искренне считаешь, что он
> даст нам возможность при необходимости безошибочно принять решение,
> которое этот человек сам счёл бы правильным?

Ну мы же не об этом классе вопросов говорим, так что зачем их упоминать в рамках нашей дискуссии?..

> (В моём абзаце из прошлого письма был ещё один пойнт, про который я
> не уверен, что ты его заметил.  Заключается он в том, что, скажем, для
> этого примера с операциями нет априорного способа _сравнить_ субъективное
> состояние человека до принятия решения и субъективное состояние после.

Нет, это нам и не нужно.

> Единственное, в чём мы можем быть уверены -- это в том, что если человек
> в прошлом совершил некоторое действие, значит, _в тот момент_ он счёл его
> наилучшим -- самым насущным с точки зрения уменьшения неудовлетворённости
> своим положением.)

Согласен, остальное - инференции. Как и то, что я пишу это письмо, а не робот, и не хакер, взломавший мой почтовый ящик. Но мы делаем инференции, и они - как показывает практика - обычно оказываются разумными :-)

> Вероятностные модели поведения не решают этой проблемы, они лишь пытаются
> от неё абстрагироваться.

Нам и не надо ее решать, не в этом суть.

> [...]
>
> Улучшить стимулы одних за счёт всех остальных; ниже подробнее.
>
> [...]
>
> Без помощи астрологов мы этого утверждать не можем.  Но потенциальных
> возможностей у такого счастливца, естественно, будет больше.  Проблема в
> том, что это получается не бесплатно; ниже подробнее.

Э не, тут не астроголия, а бихейвиористская экономика и статистика могут использоваться.

> (Я надеюсь, что это хороший признак, что разговор повернулся именно в
> сторону субсидий, т.е. единократных бонусов.)

Я как-то не заметил этого поворота. Субсидия, конечно, не континуальная, но она вполне может быть счетной :-)

> Разумеется, любые привилегии могут служить стимулом.  Разумеется, если
> пообещать кучу денег самому успешному участнику рынка, желающих вырваться
> вперёд может стать больше.
>
> Проблема в том, что эти деньги не берутся из пустоты.  Деньги можно либо
> напечатать, либо вычесть из налогов.  Оба случая означают награждение этого
> успешного участника рынка за счёт всех остальных.  В первом случае мы
> имеем воровство денег у всего населения, во втором -- перераспределение
> доходов из других отраслей.

Почему - воровство?
Ты считаешь трату налогов на стимулирование производства и экономического роста в стране воровством?

> Это разумный путь для случая, когда сознательно преследуется цель:
> простимулировать отрасль, продукция которой не пользуется должным спросом,
> за счёт прочих.  В некоторых ситуациях это может быть достойной обсуждения
> идеей -- например, если мы готовимся к войне.  В прочих же ситуациях --
> зачем стимулировать отрасль, продукция которой невостребованна?

Чтобы получить экономический рост, цель мы уже обсуждали, и вроде согласились.

> Если некоторый процент граждан по каким-то причинам считает важным
> покупать именно отечественную продукцию, а не аналогичную импортную,
> пусть даже по более высоким ценам, -- что же мешает им делать это и
> создавать спрос в отсутствие протекционистских мер?

Ничего. Вопрос к дискуссии, к слову, отношения не имеет :-)

> Пусть соответствующая отрасль удовлетворяет своих клиентов -- тех, для
> которых она действительно представляет ценность, -- а не пытается делать
> это за счёт других, для которых она не представляет никакого интереса.

> Если только обещать всем бонусы за успехи, но на практике не давать,
> все быстро просекут фишку и перестанут верить.  Если же раздача бонусов
> действительно планируется, то см. выше.

Схема шага:
1. он что-то сделал
2. мы ему дали бонус
3. потом, после получения бонуса, он проапгрейдил производство и ему стало лучше

Что не так?

> Про бесполезную отрасль см. выше.

Посмотрел, не понял, к чему тут это.

> [... много доводов, отклонённых со ссылкой на реальный курс ...]

> Можем продолжить выше обсуждение того примера, можем рассмотреть другой.

Давай этот обсудим.

> Ты очень удачно сформулировал тезис, по которому мы никак не можем прийти
> к согласию.  Что самое интересное, мы оба заботимся о будущем страны.

Не, я это сделал туманно :-) Так что давай по шагам. Можно даже отдельно от остальной дискуссии, которую, кстати, уже даже мне становится сложно читать - слишком много перекрестных ссылок, не все из которых, на мой взгляд, оправданы.
Ты считаешь любой протекционизм плохим для экономического роста, так?