[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Sergei Vavinov svv на cs.msu.su
Чт Июл 21 01:53:59 MSD 2005

On Tue, Jul 19, 2005 at 10:13:13AM -0400, Eugene Vassine wrote:

> Э не, не отрицает. Вопрос в полноте информации. Если ее мало, мы имеем
> дело лишь с вероятностным распределением действий человека. А у него ее
> много, он знает больше и может рассматривать себя как-то по-другому :-)

Это совершенно разные вопросы.  Одно дело -- как "на самом деле" устроены
реальные объекты (вещи-в-себе), и другое дело -- как их воспринимают люди.
Первый вопрос, строго говоря, выходит за рамки экономической теории,
так что я всё ещё считаю, что ты таки имеешь в виду не его -- просто не
очень удачно сформулировал свою мысль.

Возвращаясь к вероятностям.  Нет ничего предосудительного в том, чтобы
"иметь дело лишь с вероятностным распределением действий человека".
Результаты любых наблюдений можно оформить в виде распределений случайных
величин.  Вероятно, из них можно извлечь какую-то полезную информацию о
прошлом.  Использование же этих результатов для предсказания дальнейшего
поведения называется экстраполяцией.

Да, кстати, о полноте информации.  Её нет.  (У людей.)

> С первым логическим противоречием столкнулся во втором абзаце. Пытаюсь читать дальше :-)

Понимаю.  Я так недавно готовился к экзамену по уравнениям мат.физики,
пришлось немало повозиться  %)

> Э не, они могут и не закрывать фабрики, просто тогда производство упадет до 0.
> Если себестоимость 200, а товар на рынке продается за 100, то тогда есть 2 варианта:
> * поставить цену 200 и иметь производство = 0
> * поставить цену 100 и терять 100 своих денег на каждой единице товара
>
> Фабрику они могут и не закрывать, не вопрос.

По сути я твою модель покритиковал в другой ветке (возможно, мне стоит
туда вернуться), и удовлетворительного ответа на, скажем, вопрос о
скорости расширения зарубежного производства не услышал.

С точки же зрения нашего текущего разговора -- проблема в том, что в
твоей модели отсутствует неопределённость.   Все потребители однозначно
делают выбор в пользу импортной продукции, все иностранные производители
однозначно направляются на рынок открывшейся страны, etc.  Всё
однозначно разрешается за \epsilon.

Ты, наверное, сейчас скажешь, что ничто не мешает нам ввести в модель
вероятности.  Откуда мы их возьмём, спрошу я.  Да откуда угодно, например,
из статистики реального мира, предложишь ты.  И опять начнётся сказка
про белого бычка: применение методов естественных наук к подчёркнуто
неэмпирическим социальным.

> Нет, она как раз базируется на рациональных действиях агентов.
> И очень хорошо показывает, что может быть с экономикой, если ее резко открыть.

Кстати, я никак не могу понять, почему ты всё время говоришь, что
та модель иллюстрирует какую-то катастрофу.  Даже если принять твою
интерпретацию результатов, которая не допускает никакой неопределённости
в будущих поступках людей, по модели выходит, что при снятии барьеров
обоих товаров сразу начинает хватать всем, но половине населения
страны становится не обязательно работать.  Т.к. зарплаты и пр. в модели
не учитываются, чего в этом плохого-то? :))

[...]
> Я ругаю с тех позиций, что если мы оставим лишь решения,
> парето-улучшающие настоящее, то тогда самые интересные решения, решения,
> ведующие к росту, скорее всего, останутся за кадром.
>
> Простейший пример: я считаю, что взяточничество и коррупция - это
> плохо. Однако любое действие против взяточника или, тем более, против
> системы взяточничества не будет парето-улучшением.

Я не до конца уверен, что мы хорошо поняли друг друга, но самое интересное
разногласие у нас оказалось в следующем фрагменте:

> Есть. Можно строить функции полезности, даже опросники специальные для этого есть.
> Типа "что для вас лучше, A или B?" "B или C?" и т.д.

Я говорю не о глубинных абсолютных ценностях, которым якобы следуют
люди, а о том, как они будут оценивать те или иные альтернативы в
реальных ситуациях.

Даже если перед задаванием вопроса ты накачаешь человека сывороткой
правды и подключишь к нему детектор лжи, в лучшем случае ты сможешь
узнать лишь то, что человек _предполагает_, что он сделает в какой-то
_модельной_ ситуации.  Это ничего не скажет нам о том, что он сделает
в _реальной_ ситуации, в конкретных условиях, с той кашей, которая
будет у него в голове на тот момент.

Абсурдно предполагать, что каждый человек заранее знает всё о том, как он
будет вести себя в любой ситуации.  Тем более абсурдно предполагать, что
задав несколько вопросов ты будешь не хуже него знать, что для него
будет субъективно лучше во всех случаях жизни.

Потратите ли вы последние деньги на операцию родного ребёнка или на
операцию супруги?   Вероятно, правдивый ответ на этот вопрос немало
расскажет нам об отвечающем.  Но неужели ты искренне считаешь, что он
даст нам возможность при необходимости безошибочно принять решение,
которое этот человек сам счёл бы правильным?

(В моём абзаце из прошлого письма был ещё один пойнт, про который я
не уверен, что ты его заметил.  Заключается он в том, что, скажем, для
этого примера с операциями нет априорного способа _сравнить_ субъективное
состояние человека до принятия решения и субъективное состояние после.

Единственное, в чём мы можем быть уверены -- это в том, что если человек
в прошлом совершил некоторое действие, значит, _в тот момент_ он счёл его
наилучшим -- самым насущным с точки зрения уменьшения неудовлетворённости
своим положением.)

Вероятностные модели поведения не решают этой проблемы, они лишь пытаются
от неё абстрагироваться.

[...]
> Даже без манипулирования курсом, существуют протекционистские меры,
> призванные не только улучшить условия для компаний, но, прежде всего,
> улучшить стимулы. Именно о них и следует думать при разработке
> протекционистской политики.

Улучшить стимулы одних за счёт всех остальных; ниже подробнее.

[...]
> угу

> если ему дать новые возможности, и ему будет выгодно их использовать - будет использовать

Без помощи астрологов мы этого утверждать не можем.  Но потенциальных
возможностей у такого счастливца, естественно, будет больше.  Проблема в
том, что это получается не бесплатно; ниже подробнее.

> Э не, поощрения могут иметь разный вид. Например: "если вы поставите
> xx% своей продукции за рубеж и реализуете на мировом рынке, вы получите
> субсидию в размере экспортных пошлин; вам их компенсируют".
> Стимул? Стимул!

(Я надеюсь, что это хороший признак, что разговор повернулся именно в
сторону субсидий, т.е. единократных бонусов.)

Разумеется, любые привилегии могут служить стимулом.  Разумеется, если
пообещать кучу денег самому успешному участнику рынка, желающих вырваться
вперёд может стать больше.

Проблема в том, что эти деньги не берутся из пустоты.  Деньги можно либо
напечатать, либо вычесть из налогов.  Оба случая означают награждение этого
успешного участника рынка за счёт всех остальных.  В первом случае мы
имеем воровство денег у всего населения, во втором -- перераспределение
доходов из других отраслей.

Это разумный путь для случая, когда сознательно преследуется цель:
простимулировать отрасль, продукция которой не пользуется должным спросом,
за счёт прочих.  В некоторых ситуациях это может быть достойной обсуждения
идеей -- например, если мы готовимся к войне.  В прочих же ситуациях --
зачем стимулировать отрасль, продукция которой невостребованна?

Если некоторый процент граждан по каким-то причинам считает важным
покупать именно отечественную продукцию, а не аналогичную импортную,
пусть даже по более высоким ценам, -- что же мешает им делать это и
создавать спрос в отсутствие протекционистских мер?

Пусть соответствующая отрасль удовлетворяет своих клиентов -- тех, для
которых она действительно представляет ценность, -- а не пытается делать
это за счёт других, для которых она не представляет никакого интереса.

> Стимулом может быть и потенциал для завтрашнего улучшения.

Если только обещать всем бонусы за успехи, но на практике не давать,
все быстро просекут фишку и перестанут верить.  Если же раздача бонусов
действительно планируется, то см. выше.

> А может стать такой сильной, что окажется непереносимой для не сильно
> развитой отечественной технологии.

Про бесполезную отрасль см. выше.

[... много доводов, отклонённых со ссылкой на реальный курс ...]

> Не только. Выше я привел еще один пример стимулирующего барьера,
> могу еще кучу привести. Впрочем, думаю, ты и сам сможешь.

Можем продолжить выше обсуждение того примера, можем рассмотреть другой.

> Просто протекционистские меры бывают разными. Некоторые - хорошие,
> некоторые плохие; причем хорошими и плохими они будут в разных условиях.
> И открывать экономику можно по-разному, и, опять-таки в зависимости
> от условий, это может быть как полезно, так и губительно для страны.

Ты очень удачно сформулировал тезис, по которому мы никак не можем прийти
к согласию.  Что самое интересное, мы оба заботимся о будущем страны.

--
When I am abroad, I always make it a rule never to criticize or attack
the government of my own country. I make up for lost time when I come home.