[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine vasinea на cs.msu.su
Вт Июл 19 18:13:13 MSD 2005

On Tue, 19 Jul 2005 13:30:00 +0400
Sergei Vavinov <svv на cs.msu.su> wrote:

> Угу.

http://zigzag.lvk.cs.msu.su/~vasinea/uneex/

Увы, О-Р неполный, но нужная нам часть, четвертая, там есть.

> Ok.  Я до сих пор не очень понимаю, как сочетается "необходимость
> аггрегировния" и такой подход -- по твоим словам, не противоречащий
> духу методологического индивидуализма (если я верно тебя понял) -- но,
> возможно, сейчас и нет необходимости об этом спорить.  В конце концов,
> если при обсуждении конкретных вопросов (e.g., тот же протекционизм или
> малипуняции валютными курсами) мы наткнёмся на несовместимые различия
> в подходах, ничто не помешает нам вернуться к этой теме.

ok

> (Кстати, формулировка "оптимизационные задачи" вызывают такие же смутные
> чувства, как и формулировка "целевая функция". Впрочем, ниже мы выяснили,
> что несмотря на запутывающее название, в заблуждения мы с тобой оба
> впадать не намереваемся ;))

> Это не подход к вероятностности объектов; это вероятностный подход к
> описанию поведения человека.  Модель.
>
> Утверждение о вероятностной сути объектов -- это вообще очень сильное
> утверждение, которое одним махом отрицает и детерминизм, и свободу воли,
> и поднимает ещё кучу вопросов.  Ты вряд ли действительно имел в виду его,
> [...]

Э не, не отрицает. Вопрос в полноте информации. Если ее мало, мы имеем дело лишь с вероятностным распределением действий человека. А у него ее много, он знает больше и может рассматривать себя как-то по-другому :-)

> Кстати, по чистой случайности, в "ЧД" есть целая глава про
> неопределённость, даже с примерами наподобие твоего ;)
> http://www.libertarium.ru/libertarium/humanact106

С первым логическим противоречием столкнулся во втором абзаце. Пытаюсь читать дальше :-)

> Там люди-акционеры ведут себя очень интересно: немедленно закрывают
> фабрики, завидя на горизонте конкурента.  Сильно сомневаюсь, что такой
> исход однозначно имплицируется фактом целенаправленности их деятельности.

Э не, они могут и не закрывать фабрики, просто тогда производство упадет до 0.
Если себестоимость 200, а товар на рынке продается за 100, то тогда есть 2 варианта:
* поставить цену 200 и иметь производство = 0
* поставить цену 100 и терять 100 своих денег на каждой единице товара

Фабрику они могут и не закрывать, не вопрос.

> По твоим объяснениям выше я бы заключил, что эта модель скорее ближе к
> "первым", которые все из себя такие нехорошие, даже не понимаю, стоит
> ли она того, чтобы её защищать.

Нет, она как раз базируется на рациональных действиях агентов.
И очень хорошо показывает, что может быть с экономикой, если ее резко открыть.

> Отлично :-)

> Ну вот, отлично, теперь мы с тобой оба обругали Парето-оптимальность.
>
> Тем не менее, хочу подчеркнуть, что я её ругал совершенно не по тому
> поводу, по которому её обругал ты.  Говоря о Парето-улучшении ты,
> как я понимаю, говоришь о сравнении субъективной удовлетворённости до
> и после некоторого момента (например, обмена).  Я же -- выше, в абзаце
> про "целевую функцию" -- говорю о том, что возможности сравнивать такие
> субъективные состояния нет.  И ты вроде бы даже согласился.

Я ругаю с тех позиций, что если мы оставим лишь решения, парето-улучшающие настоящее, то тогда самые интересные решения, решения, ведующие к росту, скорее всего, останутся за кадром.

Простейший пример: я считаю, что взяточничество и коррупция - это плохо. Однако любое действие против взяточника или, тем более, против системы взяточничества не будет парето-улучшением.

> В твоём пойнте есть очень верная мысль: мы можем -- по крайней мере,
> теоретически -- сравнивать некоторые объективные показатели состояния
> человека.  E.g., зарплату, состояние занятости и т.д.  Но их ни в коем
> случае не следует путать с субъективными оценками человека, которые в
> общем случае могут не "соответствовать" изменению объективных показателей
> (e.g., неудивительна ситуация, когда человек отказывается от более высокой
> зарплаты из-за неудобных условий -- скажем, удалённости от дома), и для
> измерения которых у нас нет никакой возможности.

Есть. Можно строить функции полезности, даже опросники специальные для этого есть.
Типа "что для вас лучше, A или B?" "B или C?" и т.д.

> Я так и сказал: отличие -- в мобильности факторов производства.
> А влиять эта мобильность будет на особенности специализации.

Ну да, существенное отличие в этом, согласен.
Немобильность труда на все будет влиять :-)

> Про реальный курс см. ниже, а тут я прокомментирую случай без
> манипулирования курсом.  (Если с положением дел в этом случае ты согласен
> и так, будем считать, что я это пишу для остальных читателей uneex.)

Даже без манипулирования курсом, существуют протекционистские меры, призванные не только улучшить условия для компаний, но, прежде всего, улучшить стимулы. Именно о них и следует думать при разработке протекционистской политики.

> Непонятно, откуда берётся предположение, что если мы "дадим компании
> шанс", она непременно повысит свою эффективность.  Люди действуют
> целенаправленно; участник рынка поступает так, как считает наиболее
> подходящим в текущих условиях.

угу

> Если всё идёт "как обычно", он и работает "как обычно", участвуя в
> "обычной" конкуренции за клиентов.  Кто-то оптимизирует производственные
> процессы, кто-то улучшает рекламу, кто-то просто сидит и ждёт, пока
> конкуренты не станут лучше его, etc.  Так или иначе, каждый шевелится
> -- не то чтобы "максимально эффективно", но, во всяком случае
> _целесообразно_ своим оценкам ситуации.

если ему дать новые возможности, и ему будет выгодно их использовать - будет использовать

> Если ему гарантируют поддержку (пошлинами или субсидиями), он учитывает
> это в своих планах и продолжает целенаправленно действовать с учётом
> конкурентных преимуществ, предоставляемых ему государством.  Откуда
> берётся предположение, что в этих условиях он станет из кожи вон лезть,
> чтобы стать независимым от таких поощрений?

Э не, поощрения могут иметь разный вид. Например: "если вы поставите xx% своей продукции за рубеж и реализуете на мировом рынке, вы получите субсидию в размере экспортных пошлин; вам их компенсируют".
Стимул? Стимул!

> Стимул лезть из кожи у него появится только в противном случае: если он
> увидит, что завтра положение может ухудшиться, что завтра он лишится этой
> халявы.  Если же он знает, что привилегии будут сохраняться "бесконечно
> долго", как ты предлагаешь, то он так и будет рассчитывать свой бизнес,
> полагаясь на эти бесконечные привилегии.  (Которые, подчеркну, получаются
> не с потолка, а за счёт всех прочих участников рыночного процесса,
> а так же за счёт усиления барьеров входа на рынок новых участников.)

Стимулом может быть и потенциал для завтрашнего улучшения.

> [...]
> времени череду.  А "осмысленное" инкрементивное снятие барьеров -- с
> целью постепенного "подталкивания" компании к улучшениям, в зависимости
> от её успехов, -- бессмысленно просто потому, что оно предполагает за
> государством способность оценивать рыночную эффективность (если угодно,
> полезность) компании лучше рынка.

> Ну, разумеется, я не спорю с тем, что цены могут падать за счёт внутренней
> конкуренции, и что экспорт сможет поспособствовать её оживлению! :)
> Я говорю о том, что конкуренция сможет стать ещё больше, а цены --
> ещё ниже, если мы _дополнительно_ впустим импорт.

А может стать такой сильной, что окажется непереносимой для не сильно развитой отечественной технологии.

> Здесь (и ранее) ты ссылаешься на сложности с моими доводами в случае
> малипунирования реальными курсами.  Я предлагаю перепрыгнуть пропасть
> в два этапа.  Сначала рассмотрим протекционизм в условиях без таких
> малипунирований, а потом -- с ними.  Если выяснится, что мы можем прийти к
> согласию хотя бы в первом случае, это будет большой шаг вперёд.  Как ты
> на это смотришь?

Не только. Выше я привел еще один пример стимулирующего барьера, могу еще кучу привести. Впрочем, думаю, ты и сам сможешь.

Просто протекционистские меры бывают разными. Некоторые - хорошие, некоторые плохие; причем хорошими и плохими они будут в разных условиях.
И открывать экономику можно по-разному, и, опять-таки в зависимости от условий, это может быть как полезно, так и губительно для страны.