[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine vasinea на cs.msu.su
Пн Июл 18 01:45:01 MSD 2005

On Sun, 17 Jul 2005 03:19:12 +0400
Sergei Vavinov <svv на cs.msu.su> wrote:

> Да я понимаю.  Потому и специально даю ссылки на конкретные главы
> или вообще на совершенно отдельные статьи.
>
> Кстати, дай всё-таки ту книжку, скан которой ты упоминал. Я постараюсь
> когда-нибудь до неё добраться.

Ok. Завтра выложу, нынче я на GPRS.

Кстати, вообще у меня накопилось некоторое количество книжек по экономике и смежным областям, в том числе - классические.
Если хочешь (и - более широко - если кто-то еще из UNИX следит за темой и хочет почитать что-то), могу выложить все или как-то на диске дать..

> Это какой-то не очень интересный спор об определениях.  Смотри, вот
> цитата из нелюбимого нами с тобой учебника :)
>
>     Рассматривая различные экономические проблемы, макроэкономикс
>     оперирует такими экономическими показателями, как совокупный объём
>     производства, общий уровень занятости, совокупный доход, совокупные
>     расходы и общий уровень цен.
>
> И далее:
>
>     Единицы, входящие в состав аггрегированной составляющей, по
>     отдельности не рассматриваются или анализируются лишь отчасти.
>     Макроэкономикс изучает лес, а не деревья.

А вот и нет!
Вот именно по этому я и не люблю этот учебник.
Как раз современные модели основаны на решении оптимизационных задач отдельных объектов - предпринимателей, инвесторов, посредников и т.д.
Первые модели - да, они на это внимания не обращали, современные наоборот, не просто обращают на это внимание, они на этом _основываются_!!!

> Спорить с тем, что есть такая дисциплина, в которой используется такой
> подход -- бессмысленно.  Вот она! :)  Я просто обращаю внимание на то,
> что такой аггрегирующий подход, абстрагирующийся от действий индивидуумов,
> методологически небезупречен.
>
> Отказ от таких подходов не помешал, например, появлению австрийской теории
> делового цикла.

> Возможно, в этом корень нашего непонимания.
> Объекты -- не вероятностные.  Вероятностными могут быть описывающие их модели.

Ммм... Когда я прихожу в ресторан, я заранее не знаю, что буду есть. Точнее знаю, но - не точно, а с какой-то вероятностью. Мои предпочтения - это просто распределение. Тут примерно так же. Согласен с таким подходом к вероятностности объектов?

> Творчество Дугласа Адамса не рассматриваем ;-)

> Если та модель "основывалась на целенаправленных действиях людей", то это
> живая иллюстрация того, что я называю методологической некорректностью.

Эээ... Не понял. Что тут некорректного?
// Там, ессно, действия фирм, но если фирмы принадлежат людям - то действия людей-акционеров.

> Если же та модель была не такой, то непонятно, как она может претендовать
> на какую-то адекватность реальности.

> Опять моделирование? ;)  "Функция полезности" -- это опасный термин.
> Во-первых, он может создать иллюзию, что "полезности" разных людей можно
> сравнивать между собой.  Во-вторых, он может создать иллюзию, что можно
> сравнивать между собой "полезности" одного человека, вычисленные этой
> функцией в разных условиях в разное время.

Ну мы с тобой лишены этих иллюзий, так что - не страшно :-)

> [...]
>

> Возвращаясь к вопросу о цели.  Люди действуют.  Действие -- это
> попытка преобразовать неудовлетворительное положение дел к более
> удовлетворительному, совершение обмена.  Человек обменивает то, что в
> данный момент ценит меньше на то, что в данный момент ценит больше.
>
> Именно в этом смысле и говорится об улучшении счастья/удовлетворённости.
> Наверное, ближе всего из математики -- Парето-оптимальность, но это
> неудачная аналогия, т.к. не допускается суммирование/сравнение
> (как я описал в абзаце про функцию полезности).

Увы, в большинстве случаев нам приходится отказываться от Парето-улучшения при осуществлении реформ. Более того, говоря о том, что протекционизм не нужен, ты сам требуешь отхода от Парето-улучшения: ведь при открытии экономики, неэффективным на международном рынке станет хуже.

> И в этом же заключается смысл рыночного процесса, торговли, добровольных
> обменов.

> Принципиальное отличие международной торговли от внутренней --
> в мобильности факторов производства (монетарные аспекты мы пока
> оставляем за скобками).  Немобильность означает, что разделение труда
> будет происходить не в соответствии с абсолютным преимуществом стран в
> производстве тех или иных товаров, а в соответствии с их сравнительным
> преимуществом.  В остальном доводы те же, как и в случае со свободной
> торговлей внутри страны.

А вот и нет. Труд не мобилен по сути, слишком велики иммиграционные барьеры. Да и капитал мобилен с бааальшим лагом - время нужно, чтобы все наладить и поставить.

>  - Защита выделенной отрасли А означает, что эта отрасль получает возможность
>    продолжать прежнее, неэффективное в новых условиях производство, ничего
>    не меняя.

    Но ей это может быть менее выгодно. То есть, она может действовать неэффективно и получать мало, а может резко повысить прибыль, если немного улучшит эффективность. Можно сделать так, что на стимулы протекционизм повлияет не отрицательно, а наоборот положительно. См. низкий реальный курс.

>  - Цены на продукцию этой отрасли не падают, как они бы падали в
>    условиях конкуренции, а остаются на прежнем уровне.

    И это неверно, цены могут падать за счет внутренней конкуренции. А если фирмы будут совершенствоваться для завоевания внешних рынков (не забывай, я начал с необходимости экспортно-ориентированных экономик!), то тогда за счет улучшения технологии, и внутрение цены упадут. А качество вырастет.

>  - Все остальные отрасли, то есть отрасли, в которых у страны есть
>    сравнительное преимущество, не имеют возможности воспользоваться
>    падением цен на продукцию отрасли А для увеличения своей эффективности.

    Хм. Не совсем понял в контексте низкого реального курса.

>  - Это ограничение эффективности тормозит снижение цен на продукцию
>    отраслей, в которых у страны есть сравнительное преимущество.

    См. выше.

>  - Это ограничение эффективности тормозит рост числа рабочих мест в отраслях,
>    в которых у страны есть сравнительное преимущество.

    И опять см. выше.

>  - Все потребители вынуждены мириться с более высокими (чем в отсутствие
>    торговых барьеров) ценами на продукцию  отрасли А и на товары,
>    в производстве которой используется продукция отрасли А.

    И снова см. выше.