[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine vasinea на cs.msu.su
Сб Июл 16 18:36:33 MSD 2005

On Sat, 16 Jul 2005 01:12:27 +0400
Sergei Vavinov <svv на cs.msu.su> wrote:

> Скан вряд ли осилю, но буду иметь в виду, спасибо.

Скан хорошего качества. То есть реально хорошего.

> Тут вопрос в методологии.  Праксеология опирается на т.н. методологический
> индивидуализм, суть которого в том, чтобы описывать и изучать системы
> в терминах поведения и взаимодействия её компонентов.
>
> В "ЧД" про это есть раздел (п.4):
> http://www.libertarium.ru/libertarium/humanact102
>
> Если вдруг :) станет интересно -- классификация разных методологических
> индивидуализмов:
> http://www-unix.oit.umass.edu/~beemer/pdffiles/Udehn%202002.pdf

Ммм... Фишка в том, что изучать какие-то общие законы, рассматривая каждый раз взаимодействие индивидуальных частиц - сложно. Например, мы как-то умеем описывать поведение моделкул. И, ясное дело, наиболее точная модель движения твердого тела будет описываться офигенной системой уравнений взаимодействия составляющих его частиц.
Но!
1. это необычайно сложно сделать, при современном уровне развития науки - невозможно
2. точность аппроксимации, "макрозаконов" весьма неплохая

Так же и в макроэкономике. Плюс к тому, современная макроэкономика, как раз, опирается на "микрооснования" - это не просто модели, в которые можно вписать данные и получить совпадающие с реальностью результаты, это модели, основанные на взаимодействии масс агентов, каждый из которых действует согласно какой-то модели поведения: рациональной, адаптивной или какой-то еще.

> Как же может точность повыситься от повышения уровня абстракции?

Ну смотри. Рассмотрим одну молекулу. Если мы неплохо измерили ее импульс, скорость мы можем узнать лишь очень приблизительно.
Рассмотрим твердое тело из 10^15 молекул. Для него мы можем уже очень хорошо измерить и скорость, и импульс.

> Тем более, как можно агрегировать воли людей.

> Нет-нет, тут просто другой подход.  Модели всегда неточны, независимо
> от того, сколько в них задействовано букв.  Вместо этого праксиология
> исходит из общей для всех людей категории: целенаправленного действия,
> и выводит из неё утверждения, общие для любой человеческой деятельности.
> В силу такой ограниченности праксиология не объясняет всё на свете,
> но про человеческую деятельность объяснений даёт немало.

Эээ... Ну известные мне модели тоже основываются на целенаправленных действиях людей. Они имеют желания и идут к ним, кто - рационально, кто - адаптивно.

> [...]
>
>     Коротко говоря, праксиология состоит из логических импликаций
>     универсального формального факта, что люди действуют, что они
>     применяют средства, пытаясь достичь выбранной цели.  Технология
>     решает вопросы о том, как добиваться целей имеющимися средствами.
>     Психология занимается вопросом, почему и как люди выбирают те или
>     иные цели.  Этика занимается вопросом о том, какие цели или ценности
>     людям следует выбирать. Наконец, история занимается целями, выбранными
>     в прошлом, тем, какие средства применялись для их достижения --
>     и какими оказались последствия этих действий.

Угу, никакого расхождения с экономическими моделями нет.

> Цель -- люди.  Их благосостояние, удовлетворение потребностей.
> А вот в выборе средств мы с тобой расходимся.

Какие люди? Все? Строим эгалитарное общество?

> При чём здесь "сырьевой придаток"?  На нефти свет клином не сошёлся,
> да и всё равно кончится.  Дел и без того хватает.

Ну это при выборе цели :-)