[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine vasinea на cs.msu.su
Вт Авг 2 22:23:52 MSD 2005

On Tue, 2 Aug 2005 13:25:30 +0400
Sergei Vavinov <svv на cs.msu.su> wrote:

> При первых прочтениях -- да, буквально в каждой строчке :))
>
> Если серьёзно -- я не очень понимаю, о чём идёт речь, но если ты считаешь
> противоречие существенным, можно его обсудить.

Да нет, нет, по сравнению с остальными, это противоречие - капля в море...

> [...]
> будет происходить с неучитываемыми в модели показателями, она ещё
> и предполагает, что эти неучитываемые показатели никак не влияют на
> учитываемые.
>
> Взять, например, ту же нехватку товаров.  Представим себе ситуацию,
> что продукции неэффективной отрасли хватает лишь мизерному числу людей.
> Ладно ещё если речь идёт об автомобилях, а что будет в случае с пищевой
> отраслью?  Ты ведь сам говоришь (если я не ошибаюсь), что по крайней мере
> в некоторых случаях протекционизм может быть вреден -- но эта-то модель

Модель неполна для того, чтобы проводить какие-то границы, естественно. Не в этом ее суть. ТЫ сделал утверждение: "протекционизм - это плохо":

> В первую очередь они вредят экономике именно той страны, в которой вводятся.
> Про вред протекционизма-то?
> В любом учебнике по экономике можно прочитать.

Я привел модель, кстати из учебника по экономике, которая говорит, что это утверждение не общезначимо. Ты же пытаешься критиковать модель с той точки зрения, что она работает не всегда и не полностью отражает все аспекты реального мира.

Так вот, не в этом ее задача. Ее здача - показать, что существуют ситуации, когда протекционизм полезен.

Что не так?

> Эти соображения даже не связаны с общими аргументами (Дильтея, Вебера
> и пр.) против позитивистского подхода в социальных науках -- и без них
> видно, что модель слишком уж условная.

> Это просто вопрос, или подразумевается, что есть способы предвидеть это?
> Тогда я бы с удовольствием с ними ознакомился.

Не понял.
Ты сделал утверждение, я попросил тебя дать ссылку или обосновать его.

> Разумеется, затем, что они являются яркими примерами, иллюстрирующими
> абсурдность общего принципа.

Ok, давай вернемся к частному - к выбору потребителями товаров в нашей модели.

> Ну, можно спросить что-нибудь менее шокирующее, скажем, "выпьешь ли ты
> воды из-под крана в жаркий день".  Кто ж его знает, выпью или нет --
> it depends.

Именно, тут мы имеем дело с вероятностным распределением. Если мы посмотрим на то, что ты делаешь 1000 раз, мы можем построить какую-то модель, которая говорит о том, что с определенной вероятностью ты выпьешь воду, а с какой-то другой - не выпьешь.

> Наши инференции возникают не из одной статистики; я бы сказал, в первую
> очередь -- не из неё.
>
> Мои предположения о том, что автор письма -- Женя Васин, основываются
> не на том, сколько всего писем в нити, а на понимании, интерпретации их
> содержания, смысла, который ты в них вкладывал, соотнесения с контекстом,
> с моими представлениями о рассылке и о тебе и т.д.  Эти соображения не
> общезначимы.

Ты просто накопил какую-то статистику относительно моего стиля, смыслов, мне близких, рассылке и обо мне :-)

> Вообще, это всё те же методологические уши, им уже лет сто.
> http://energy-mgn.nm.ru/soc/26.htm

> Тогда появятся вероятности.  В твоём исходном утверждении они не
> упоминались, потому я и уточнил.

Нене, они там есть, единичные. Мы предполагаем рациональность потребителей.

> Нет, эта нелестная характеристика относилась к печатанию денег.

Не, конечно печатать их неограниченно не стоит. Проблема того, как и что финансировать - отдельная, вне нашего контекста. Для простоты, можно ограничиться паушальным налогом, никак не влияющим на стимулы.

> [...]
>
> В гугле, как я смотрю, половина определений economic growth дурацкие, сразу
> всё сводят к ВВП, но есть, например, и такое, достаточно близкое:
>
> 	An increase in an economy's ability to produce goods and services
> 	which brings about a rise in standards of living.
>
> Ключевой момент в том, что надо смотреть на то, становится ли лучше людям,
> живущим в стране.
>
> Стимулирование -- оно не бесплатное, оно происходит за счёт всех,
> из тумбочки.  Как же это людям станет лучше, если у них возьмут деньги
> и передадут бесполезной для них отрасли, которую они сами бы не выбрали?

Люди выбирают товары, а не отрасли, не забывай об этом. Как и о людях, работающих в этой отрасли.

> Под людьми здесь, разумеется, подразумеваются не только потребители
> конечных продуктов, но и предприниматели, использующие продукцию
> отрасли в своём бизнесе, игроки на фондовых рынках и т.д., которые
> делают массу оценок о перспективах тех или иных компаний.  Надежда на
> то, что государство обладает большими способностями к прогнозированию,
> требует от него решения задачи, сходной с рациональным экономическим
> расчётом при социализме.

Нене, степень детализации, да и функция государства, совершенно иная.

> (На случай, если кто-то из наблюдающих за дискуссией не в курсе, какие
> есть существенные теоретические доводы против социализма, предложу
> ознакомиться с т.н. калькуляционным аргументом:
>  * http://www.mises.org/econcalc.asp
>    изначальная статья 1920 г.
>  * http://mises.org/journals/rae/pdf/R52_3.pdf
>    её судьба в XX веке
>  * http://www.libertarium.ru/libertarium/humanact502
>    глава из ЧД про это же, на русском.)

> То, что бонус мы отобрали у всех, а стало лучше -- ему :(

Так, стоп.
Рассмотрим всю цепочку.

Я предлагаю такую схему:
1. экономика закрытая изначально
2. постепенно открываем экономику, политика градуализма и защиты отечественных предпринимателей, каждый шаг - парето-улучшение

Ты предлагаешь:
1. экономика закрытая
2. экономика открытая. Кому-то лучше, кому-то хуже.

В моем случае, лучше становистся всем, а в твоем - не всем.

> Рад, что тут нет разногласий.  Со вторым предложением, тем не менее,
> не соглашусь -- с учётом замечаний выше.

А я не соглашусь с твоим несогласием ;-p

> Угу, выше ответил.  Постарался обрезать всё лишнее.
>

> Давай постепенно думать о том, как закруглять дискуссию -- всё-таки,
> рассылка про uneex, а мы уже таким количеством писем обменялись, а конца
> всё не видно, боюсь, скоро повторяться начнём.
>
> Изначально я заговорил про вредность протекционизма с целью донести,
> что, в отличие от многих других экономических вопросов, это --
> более-менее общая точка консенсуса.

Так вот, с этим я не могу согласится. И не я один. Консенсус - это когда есть согласие. А тут его нету.

> [...]
>
> А в более частных случаях оговаривается про длительность:
>
> 	Защита каждой отрасли приводит к потерям благосостояния, поэтому
> 	протекционизм должен быть крайне избирательным и ограниченным во
> 	времени. [...]  На практике идея защиты отраслей используется, как
> 	правило, для того, чтобы обосновать узкие отраслевые, а не
> 	национальные интересы.
>
> http://www.nes.ru/~sguriev/%C2%E5%E4%EE%EC%EE%F1%F2%E8%20-%20%CC%C8%D4%DB%20%DD%CA%CE%CD%CE%CC%C8%CA%C8%20%C7%E0%F9%E8%F9%E0%F2%FC%20%F1%F2%F0%E0%ED%F3,%20%E0%20%ED%E5%20%EB%EE%E1%E1%E8%F1%F2%EE%E2.htm

Пусть пишет, что с того..

> Если ты не согласен с тем, что это -- относительно мейнстримная
> позиция, то, ну, даже не знаю, как нам это лучше проверить -- посмотреть
> статистику по статьям в разных специализированных изданиях, что ли? :)
> Если знаешь простой способ -- можно выяснить, вдруг это действительно
> просто миф такой.

Это может быть и мэинстримом в том смысле, что многие это повторяют и радостно друг с другом соглашаются, однако не ялвяется доказанной позицией. Более того, существует большое количество работ, ставящих под сомнение безусловный вред протекционизма. И существует много стран, поднявших свою промышленность именно в условиях протекционизма и, как считают многие ученые, без протекционизма этого не было бы.