[Uneex] Курс «Цели и задачи организации дистрибутивов всего»

Arseny Maslennikov ar на cs.msu.ru
Чт Сен 15 21:58:27 MSK 2016

On 15.09.2016 12:35, George Kouryachy wrote:
> Привет!
>
> Выношу в отдельный тред.

Что-то я писал, писал, а остальные участники набрасывали всё больше и
смотрели на проблему с большего к-ва углов и в разных ветках.
Изложу-таки полноценный взгляд на проблему тут.
Где-то мог повториться, но это не страшно.

> [...]
> интересно и поучительно, и, главное, это не самая плохая тема для
> _начинающих_. Только она не про Linux, и в каком-то смысле даже про
> то, что дистрибутив Linux — не самое прекрасное явление в мире.
>
> Зато она в сильной степени про FOSS, что важно
>
> Что я имею в виду:
> - Всё равно какое-то приличное время изучаем дистрибутив линупс, но
> совсем на уровне убунтоида:
> -- Какие задачи решает дистрибутив (установка, сопровождение и
> модернизация ОС, грубо говоря)
> -- Как устроена типичная ОС: ядро, старт системы, программный интерфейс, (г)уй

Подходит в качестве краткого экскурса "на распробовать".
Важно попытаться построить таким способом, чтобы слушатель захотел
узнать больше. Пробегаться по положительным чертам Unix-way необходимо,
(в связи с Linux) но только с целью пояснить пользу.

> -- Как устроен дистрибутив, чтобы решать эти задачи: пакеты, репо,
> установщик/диспетчер
> -- Почему это работает: свободные лицензии, открытая разработка,
> сообщество, дисциплина, информационное пространство в сети

Вот это-то один из краеугольных вопросов, которому надо бы не только
одну пару посвятить, а побольше (скорее довести суть до большего числа
людей). Нынешний линукс (во всех смыслах) не приобрёл бы своих хороших
черт (а то и вовсе бы не взлетел) без понятий и принципов СПО и
совместного труда, и без них сгниёт (для end-user) под гнётом корпораций.
Знаком со студентом 3 курса, отличником, пользователем гну/линукса,
который понимает и ценит прозрачность системы, даже знаком с Unix way,
(текст, всё — файл и проч.) но путает свободное и бесплатно
распространяемое ПО. Цитата: "Мозилла даже проприетарнее Хрома" (!)

> -- Что не так и хочется улучшить (приложения вместо пакетов, прошивки
> вместо вялотекущих обновлений, вот это всё)
> - Затем выясняем, что на задаче «установка, сопровождение и

...А также откуда они возникают и чьими средствами живут. Подсказка:
проблема в человеческой природе.

> - броузеры на примере FF, Chrome и Chromium (есть разница! и один
> влияет на другого)
> - питон, руби, какой-нибудь нод.жс

То же самое, только девопсо-центрично.

> - Ондроед

Посадить на кол в назидание слушателям, чтобы видно было, что при
наличии соотв. образа мысли можно сделать на базе тёплого, лампового ядра.
Пример альтернативы, как можно взамен: MeeGo, Sailfish (гну/линуксы, но
на мобилках)

> - ET VOILA инварианты в этом всём поискать
> - Резюме: нет в мире совершенства, сделаем его лучше!
>
> Как-то так. Что важно: исключительно на пользовательском уровне
> разговор, никаких знаний, помимо умения читать тексты на незнакомом ЯП
> (да, я знаю, что это больно, и это не знание а запрещённая магия).

Обидно будет, если заявится не та аудитория, на которую рассчитано. (те,
кого уже не надо перевербовывать на тьомную^Wвообще-то светлую сторону)
В объявления можно включить некоторые жызненные вопросы, долго мучащие
потенциальных слушателей и на которые отвечает спецкурс (сам слабо
представляю, какие. "Почему всё падает?", "Почему всё лагает?", "Почему
никто ещё не придумал XXX? (спойлер: придумал)", "Почему линукс не готов
к десктопам/нет игор/...", такого рода. Хотя такие вопросы выглядят на
бумаге дёшево как-то)

> Просьбы:
>
> 0. Как оно вообще? Я пока в креативной эйфории, вот проснусь завтра с
> чувством «всё говно»

Идея отличная, это понятно. Надо, чтобы хоть откуда-то нёсся голос,
взывающий поливать корни дерева, а не засохшие листья.

> 1. Покидайте, кстати, в меня этим самым говном, посмотрим, как держится

"Георгий Владимирович, а можно вопрос? А зачем мне всё это, если в венде
и так работает? А зачем мне свободный драйвер для нвидии, если он
работает плохо, а проприетарный хорошо? А зачем мне ковырять систему,
когда я могу просто переустановить, если всё сломается? Что?
Безопасность? Независимость? Мне нечего скрывать ни от кого! Что? Трудно
диагностировать? А нахера мне диагностировать, если я юзверь и не хочу
думать, а хочу шашечки! Хочу! Хочу! Хочу!"
Напомню, наш слушатель вырос на убунте/минте, на PPA, на винде и её
подходе
"тяп-ляп-прихакали-сторрентовскачалибезсмс-работает-BDSM^H^H^H^HBSOD"
причём, вероятно, на современных. Возможно, он привык к осознанию, что
IT — магия, в которую, как в религию, надо верить.

> 2. Замечания, предложения?

Вот такая тема принесёт однозначно больше пользы, чем, например,
спецкурс по ядру.

<оффтоп-про-ядро src=соседний-тред>
Почему?
Не в ядре дело, а в людях.
Люди в большинстве своём не хотят что-то хакать, переделывать, а хотят
работать над своими делами и интересами.
У курса по ядру ЦА будет гораздо меньшей, чем у сабжа — меньше
производительность просвещения.
Да, разработчики ядра нужны, но и подход к их ковке должен быть особый,
иначе получаются потенциально опасные предложения вроде kdbus. Как раз в
мире ядра есть некоторый костяк разработчиков/идеологов, который держит
его на плаву и стоит на страже разума. Сообществу разработки ядра в этом
не так сильно нужна помощь, как юзерспейсу.
Ядро без юзерспейса непригодно для работы (как, впрочем, и наоборот), и
качество итоговой системы (а значит, и её актуальность IRL) зависит в
равной степени от здравости юзерспейса. Ондроед — тоже на базе нашего
любимого ядра, но от гну/линукса заметно отличается (решайте сами, в
какую сторону)
Глубже комментировать не буду, людям, к ядру близким (такие тут должны
быть), всё даже понятнее, чем мне.
</оффтоп-про-ядро>

Спецкурс по ядру тоже нужен, но не так актуален (хоть и представляет
уникальный формат распространения в научной среде ценных знаний и
выгодно выставляет факультет ВМК МГУ на фоне конкурентов-вузов, которые,
в отличие от ВМК, умеют о себе заявить). Если найдётся тот, кто сможет
составить и вести его параллельно — прекрасно.

Основной разносчик ментальной заразы сейчас — юзверь-спейс.
Именно его касается пользователь в первую очередь, и в нём ищет и видит
несоответствия своим соображениям о "хорошей системе", своим ценностям.
Приходя в гну/линукс, он приносит с собой свою систему ценностей, из
которой маркетингом и замыливанием истории вырезали даже инстинкт
самосохранения. Что важнее — его не волнует, насколько устойчива его
система и насколько эффективно он использует своё железо. Это не волнует
и разработчиков, личинок которых полно среди ЦА. В итоге — всё ломается,
падает, ведёт себя непредсказуемо. Все концептуальные достижения Unix
насмарку. Добавим к этому безбожный маркетинг продавцов железа и его
проприетаризацию (слегка оффтоп, но всё же), и получится нынешний адский
адъ.

Кто-то в том треде поднимал вопрос серверного линукса и связанных
проблем. А разгадка проста: этим занимаются те же человеки вроде нас с
вами. Серверная бубунта взлетела до топ1-2 по двум причинам: меньшая —
существование Canonical и техподдержка от них, большая — разработчики
сидят на десктопной убунте с блекджеком и компизом, всем довольны и
хотят того же окружения (репозитории, циклы выпусков, смены ABI, смены
ядер...) на сервере, что и дома. Таким образом, извращённый mindset
переезжает из винды в рабочую станцию девелопера на фигуральную
"бубунту" и оттуда в облака.
Что в винде ставили исполняемые инсталляторы, каждый из которых срёт
куда попало и не следит даже за собой, а при деинсталляции оставляет
мусор или создаёт побочные эффекты, что в облаках развивается
виртуализация, поощряющая разврат и взаимоизоляцию непричёсанных
компонентов, что на настолки приходят всякие флатпаки И там, где
необходимо (Maple/1с/Cloudera), И там, где ни в коем разе нельзя.

Кстати, о пользователях: даже не в юзерспейсе дело, а в людях.
На спецкурс по сабжу придёт студентота разных возрастов (~1993-8 г. р.),
которые выросли на винде и её (до сих пор однопользовательской, а так же
доминантной над пользователем) парадигме отношений пользователя и
системы. По сути, это некий сегмент человеческого ресурса IT-индустрии,
который надо перевоспитывать — именно они придут после нас.
Им надо обьяснить, что лень (деплоить джунгли вместо газона) — плохо и
окупается стократно потом (ударение на оба слога по желанию), что
хорошее — хорошо (и почему оно хорошо), про UNIX упомянуть ровно в том
же контексте (и в контексте развития ядра как UNIX-совместимого), а что
плохо (и почему оно плохо). Дать понять, что UNIX хоть и на века, но в
те годы не всё можно было предсказать (X), и как можно (и нужно)
совершенствовать существующее, при этом не теряя в качестве и не забывая
уроков истории.
Нужен акцент на архитектурную целостность, которая отвечает на 70-80%
вопросов, поставленных будущим курсом и двумя тредами. Коротко: Долой
костыли.
А чтобы костыли ушли, нужны люди (которые несовершенны, и в которых все
проблемы), точнее: нужны профессиональные и личностные качества, а так
же умение обьяснять (таких, как Гоша, тоже нужно больше).

> 3. И да, это ДОЛЖНО называться «.* Linux .*». Как?

Вот тут проблема, потому что это не про линь даже, а про бардак в головах.
В названиях я не силён — думаю, сначала надо план составить, а там будет
видно, как курсу называться.