[Uneex] Спецкурс по Linux в этом семестре

Max Lapshin max на maxidoors.ru
Чт Сен 15 07:33:24 MSK 2016

Я, возможно, лишь про несущественную деталь сейчас скажу, но всё же.

Огромное количество усилий и навыков, которые есть вокруг дистрибутивоведения берутся от старой
концепции мутабельного непереустанавливаемого сервера, в котором ещё и за аптайм борятся.

Т.е. когда на сервере куча логинов, кто-то что-то (не что-то, а программу на С) собирает прям на нём, сервер могут аж по 3-4 года
не переустанавливать и гордятся (на самом деле боятся), что он уже 6543 дня up.

Эти подходы сегодня очень сильно видоизменяются.
Во-первых, аптайм больше месяца — это плохо. Это значит, что ты уже месяц как не знаешь, что будет с твоим
продакшном, когда сервер ребутнется.

Во-вторых, заточенность всего юникса на обслуживание дистрибутивов приводит к тому, что прикладное ПО
в случае серверного исполнения, само тащит за собой всё то, что ему нужно. Будь то питон, рельсы, жава или что-то ещё,
всё заканчивается /opt-ом со всеми зависимостями у себя лично.

Ruby on Rails, поменявшие всю веб-разработку вообще полностью выпали из всей экосистемы дистрибутивов и пакет
руби — это первое что _стирают_ при деплое продакшн сервера под рельсы, что бы не дай бог не вовлечься в тот техпроцесс.

В-третьих, сейчас из каждой щели лезет Docker (которому от роду 3 года, но он конечно уже морально устарел и обладает
массой Неустранимых Проблем (с), но всё же) с темой немутабельных серверов.

При всём при том, что эта концепция довольно удачно влилась в абсолютно противоположную ей структуру, созданную 40 лет назад,
она всё таки остается противоположной: server per application, немутабельные операционные системы (которых много) и т.п.

Повторюсь, возможно я сейчас говорю про какие-то сиюминутные детали, но я помню свои ощущения от прочтения старой
толстой книжки Unix в 97-м году, в которой примерно процентов 80 оказалось ненужным уже тогда замшелым атавизмом,
с которым я к счастью ни разу и не столкнулся.