[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Eugene Vassine gevorr на mail.ru
Чт Июл 14 20:37:55 MSD 2005

> Ты очень немногословно отвечаешь :)  Если у тебя нет времени, возможно,
> ты укажешь на статьи, которые выражают близкую тебе точку зрения.

Ессно. Ты же не просил рассказать о последствиях.
Могу попробовать найти ридер к курсу, если хочешь. Или изложить тут какие-нибудь варианты. Что тебе ближе?

> Ок, значит, остаётся вопрос, может ли она быть эффективной в других
> условиях.

Вопрос не сильно интересный, ибо - зачем? Все равно полной открытости нет нигде.

> [...]
>
> То есть, если бы в правительствах развивающихся стран сидели умные люди,
> они бы давно опустили курсы ниже плинтуса? :)

Ну не совсем так. Во-первых, иногда это не выгодно, например если у нас есть маленькая нефтедобывающая страна, нафиг им свое производство поднимать, пока нефть есть?.. Во-вторых, если все будут умными и так сделают, эта мера станет менее эффективной, да. Насколько - надо смотреть.
Сейчас я говорю в терминах Нэшевского равновесия: "нам выгодно отклониться при условии, что другие не отклонятся". Другие не отклоняются, значит такие рассуждения имеют смысл.
Что будет, если все отклонятся, надо изучать отдельно. Как и то, в каком случае это может произойти.

> "Зло" и "добро" это этические категории.  Давай, всё-таки, следуя
> Веберу, разделять ценностные суждения и объективные научные доводы.

Не придирайся. Я тут рассуждаю в терминах экономического роста: добро - экономика идет вверх, зло - вниз. И слова эти я тут использовал не для обозначения этических категорий.

> Это метод естественных наук.  Они основываются на предположении о
> регулярности явлений, о постоянстве некоторых констант, определяющих
> взаимодействие объектов.
>
> Но этот подход неприменим для наук о человеческой деятельности, так как
> люди действуют, ориентируясь на свои цели, ценности, идеи и т.д., которые
> невозможно свести к физиологическим аспектам существования человека.
> Возможно, когда-нибудь наука сможет сделать этот вывод; но до тех пор
> нам придётся использовать другие методы, учитывающие человеческую специфику.

Эээ... Я что-то не понял. Почему для экономики рассуждения такого рода становятся ложными?

> Оставлю ссылку на книгу того же Мизеса "Теория и история"; там среди
> прочего есть краткое введение:
> http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_evolution

Просмотрел, вечером попробую прочесть.
Не нашел никаких безусловных фактов, противоречащих моей логике рассуждений.

> Теорий много.  Ты говоришь, что данная статистика может быть
> объяснена с позиций некоторой из этих теорий -- в этом нет ничего
> удивительного.

Твоя цитата:
> Он не освобождает нас от необходимости опираться на хорошую теорию.

Я просто говорил, что я опираюсь не только на статистику, но и на не противоречащую ей теорию.

> [...]
>
> Тебя обманули по обоим пунктам :-(

Я имею в виду модели международной торговли, основанные на австрийской школе и приводящие к мысли о том, что протекционизм - это плохо.

> Основные положения праксиологии (теоретической экономики) описаны
> буквально в первых же главах "ЧД".

> Теоретическая экономика тут не при чём.  Если кто-то считает важным вести
> "милосердную" в каком-то смысле экономическую политику, ему нужно чётко
> представлять, что может получиться от тех или иных действий.

я ж сказал, что это имхо :-)

> Если умножить 2 на 2, получится 4.  Этот факт не является
> аморальным или жестоким, он просто вытекает из математических аксиом.
> Независимо от того, какие цели ты преследуешь, тебе придётся учитывать
> этот факт.

Это именно вопрос цели, постановки оптимизационной задачи.
Если мы будем ставить ее по-другому, модель даст нам другую оптимальную экономическую политику, вполне возможно - протекционистскую.