[Uneex] MP3

Constantin Stefanov uneex@cs.msu.su
Thu, 29 Aug 2002 13:54:53 +0400

Добрый день!

Peter Novodvorsky wrote:

> Есть большая разница между патентом и copyright. copyright само по
> себе идиотская идея, а патент, это просто кретинизм. Слава богу, в WTO
> мы пока не вступили, а то могут заставить и патентное законодательство
> принять.

Патентное законодательство в России есть.
http://www.netoscope.ru/docs/2000/08/03/31.html - ссылка на текст
патентного закона РФ. Другой вопрос, что там к чему - это я не знаю, это
к юристам. На досуге может почитаю - тогда буду представлять. Но
какое-то законодательство есть. Тем более, что в ВТО мы стремимся все
активнее, значит, его приведут к международным нормам (если оно им не
соответствует - закон довольно свежий).

А вот насчет разницы между патентом и copyright - понимаю, что она есть.
А вот точно где проходит граница между просто copyright и чем-то, на что
можно получить патент - я себе представляю не очень точно. Знаю, что за
границей дают патенты на алгоритмы. А на программы вроде как не дают.
Хотя и то, и другое может иметь copyright. С другой стороны, лицензию на
программы ты можешь выставлять свободно, и ее за нарушение ты можешь
призвать государство на помощь - подать в суд. За нарушение патента -
тоже, но патент одбряется государством, а copyright ты выставляешь сам,
и лицензию придумываешь сам.

А насчет идиотизма понятия интеллектуальной собюственности - да,
странное понятие. Но альтернативного механизма обеспечения
вознаграждения тому, что ее производит, я не вижу. А далеко не все
соглачны работать без денег. Да и если бы интеллектуальная собственность
не была товаром, все развитие шло бы, я думаю, заметно медленнее.

Лично я считаю, что пока не будет другого механизма оплаты труда,
например, программиста, кроме как признания того, что он имеет
исключительные права на свою программу, отменять право интеллктуальной
собственности преждевременно. Другой вопрос, что надо приблизить ее к
собственности обычной (на мой взгляд, опять же). Если мне продадут
некачественную машину - у меня еть право потребовать гарантийного
ремонта, а если я на ней разобьюсь, то и отсудить деньги на лечение и
моральный ущерб, да еще кого-нибудь и посадить могут. Если же я куплю
глючную программу, то максимум, на что я могу рассчитывать - получить
назад уплаченные деньги. Я понимаю, когда на свои пограммы не дают
никаких гарантий авторы бесплатных программ - я за нее ничего не плачу,
поэтому и требовать что-то странно. Но когда производитель дорогой
системы говорит "Use at your own risk" - это несколько странно.

--
Константин Стефанов