[Uneex] Мне наскучило.... Давайте лучше про реактор , а?

Sergei Vavinov svv на cs.msu.su
Чт Июл 14 01:26:50 MSD 2005

> Ну я немного изучал экономику, в РЭШ, и учебники, и статьи читал.
> И что-то такого там не обнаружил.
> Наоборот, обнаружил, что низкий реальный курс, мера протекционистская,
> способствует росту экономики и развитию промышленности; примеров
> много, и
> теоретически механизм понятен.

Разговор начался с идеи защитить местных софтописателей от бесплатного
чужого софта, так что я, конечно, говорил не про монетарный, а про
обычный торговый протекционизм.

Про малипунирование валютными курсами я, честно говоря, читал довольно
мало.  Если не ошибаюсь, идея там в том, что девальвация местной валюты
приводит к увеличению экспорта и стимулированию иностранных инвестиций.
Но это достигается ценой инфляции, и номинальный рост будет идти лишь
до тех пор, пока цены и зарплаты внутри страны не учтут изменения (и
поднимутся по номиналу).  В течение же этого корректирующего периода
реальный доход с экспорта будет ниже, чем раньше, а импорт будет
обходиться дороже, чем раньше.

У развитых стран, с меньшим потенциалом роста, ситуация, видимо, получится
ещё хуже.  К тому же этот метод теряет смысл, если его используют все
государства подряд -- получается просто гонка "кто быстрее и больше
девальвирует свою валюту".

> А еще, есть забавная положительная связь между тарифами и
> экономическим ростом в
> развивающихся странах. Есть статья на тему, у нас в курсе разбиралась.

А она есть в сети?

> А еще, в массе своей страны, полностью следующие Вашингтонским
> Соглашениям,
> развиваются медленно - эмпирические исследования есть.

Точнее говоря, статистические.  История не позволяет ставить лабораторных
экспериментов, на которых основываются эмпирические науки.

Такие исследования, безусловно, полезны, но справедливость экономических
теорий они доказывать не могут.  Наоборот: интерпретируя исторические
факты, мы опираемся на достижения естественных или априорных наук, в т.ч.
теоретической экономики.

Тот факт, что когда-то в какой-то стране преследование определённой
экономической политики совместилось с экономическим ростом, ничего не
говорит нам о том, каким мог быть рост в случае другой экономической
политики.  Он не освобождает нас от необходимости опираться на хорошую
теорию.

> Так что можно поконкретнее?
> Что за учебник, кто автор, почему он так считает?..

Например, кирпич "Экономикс" Макконнела и Брю, продаётся на первом этаже
на факультете, посмотри на с. 851-856.  Признаёт лишь доводы про оборону
и про поддержку молодых отраслей, и то

    "оба эти аргумента заслуживают серьезнейшей критики.  Оба они
    игнорируют возможность использовать альтернативные средства для
    поощрения промышленного развития и военной сомообеспеченности.
    Большинство других аргументов является во многом эмоциональными
    призывами, основанными на явных вымыслах."

Это пример не идеального, а просто широко распространённого и
известного учебника.  Более серьёзную теорию лучше искать, скажем, в
работах [не мейнстримной] австрийской школы, см. http://mises.org.
Definitive guide -- "Человеческая деятельность" Мизеса;
английский текст есть на том же сайте, русский перевод есть на
http://www.libertarium.ru/libertarium/humanact и в книжных магазинах.

> Не считай за наезд, просто это и правда как-то странно...
> Если хочешь, можно в приват, все-таки оффтопик.
> Ну или за пивом обсудить :-)

Ну, если Гоша решит, что мы уж слишком отвлеклись... :)

--
svv